Диагностика тревожности младших школьников: тест паровозик
Диагностика тревожности младших школьников и детей детсадовского возраста помогает родителям и воспитателям быстрее адаптировать ребенка к новой ситуации (см. Гиперактивный ребенок). Тесты призваны помочь воспринимать школу и сад без внутренних переживаний, которые часто действуют разрушительно на психику. Родителям следует знать, как психологи проводят такие тесты и что делать еще, если у ребенка обнаружилась повышенная тревожность.
Начальные классы могут стать большим стрессом для ребенка. Это первый шаг во взрослую жизнь, связанный с нагрузкой, требованиями, первыми взрослыми решениями. Диагностика тревожности младших школьников позволяет психологам узнать внутреннее состояние малыша, помочь ему пережить ситуацию без напряжения. Далее будет рассказано, какие методы помогают психологам увидеть проблему.
Содержание
Что представляет из себя тест «паровозик»
Одна из самых популярных методик выявления тревожности у дошкольников называется «Паровозик». Она дает психологу представление сразу о нескольких особенностях психологического состояния детей. Способ выявляет:
- настроение ребенка – пониженное оно или нормальное;
- наличие внутренней тревоги;
- присутствие страха;
- как проходит процесс адаптации в социальном учреждении – на низком или удовлетворительном уровне.
Главная же цель диагностики – определить степень психологического состояния, которое бывает позитивным (обозначается аббревиатурой ППС) либо негативным – НПС (см. Шизофрения у детей). «Паровозик» имеет большим плюсом: он позволяет в игровой форме работать даже с малышами от 2,5 лет.
Полезно узнать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.
Важно прочитать про лечение минимальной мозговой дисфункции у детей и проявления патологии.
Суть методики и подсчет результатов
Материалами, которые используются психологами, выступают один белый вагончик и восемь разных цветов:
- синего;
- серого;
- коричневого;
- черного;
- фиолетового;
- красного;
- желтого;
- зеленого.
Вагоны в произвольно порядке «двигаются» на белом листе ватмана. Далее психолог предлагает малышу рассмотреть вагончики и самостоятельно расставить их по порядку. Ребенок должен сам выбрать цвет, остановив внимание на самом любимом цвете. Далее он строит поезд по своему усмотрению, выстраивая паровозики в порядке убывания цветов по личным приоритетам.
При этом специалист следит, чтобы все паровозики оставались в поле зрения малыша, постоянно напоминает порядок действий, помогает ребенку обводить руками оставшиеся вагончики, выбирая любимый цвет. Какие цвета он выбирал, что при этом говорил, очень важны для психолога.
На основании предпочтений ребенка он присваивает баллы, затем суммирует их, выявляя степень тревожности. Тест на тревожность «паровозик» хорош тем, что помогает узнать общее настроение в группе. Для этого специалист вычисляет коэффициент. Показатель более 70% говорит о благоприятном климате, а ниже 26% – о плохом. Промежуточные результаты трактуются по разным степеням тревожности: от незначительной, средней до высокой.
Важно знать, какие причины тревожности детей выделяют специалисты. Это незрелость, которая часто зависит от чисто физиологических особенностей развития (например, когда не все мозговые структуры созрели нужным образом), неумение или нежелание слушать, отсутствие готовности выполнять указания педагога и так далее. Все они индивидуальны, а распознать истину может только психолог.
Как выявляют тревожность в школе
Популярная методика определения тревожности у детей, которые обучаются в школе, построена на вопросах. Дети отвечают на них односложными «Да» (+) и «Нет» (–), затем психолог подсчитывает количество плюсов и минусов.
Тест очень обширный и насчитывает более 50 вопросов, самой разной направленности: здесь важно понять, насколько ребенку комфортно с коллективом, трудно ли ему делать домашние, контрольные задания, боится ли он выглядеть нелепо.
Среди вопросов теста присутствуют следующие:
- Насколько трудно держаться на одном уровне с одноклассниками?
- Есть ли волнение перед проверкой домашнего задания?
- Снится ли разозленный учитель по причине несделанного урока?
- Приходилось ли терпеть побои от одноклассников?
- Есть ли желание, чтобы учитель рассказывал новый материал более медленно и обстоятельно?
- Есть ли боязнь отвечать из страха, боязнь сказать глупость?
- Случается ли слышать насмешки от одноклассников?
- Есть ли боязнь принести домой двойки или тройки?
- Присутствует ли иногда ощущение одиночества в своем классе, чувство, что никто не разделяет интересов?
- Правда ли, что все одноклассники – друзья.
Вопросы теста строятся так, что смысл повторяется, но каждый раз они построены иначе, имеют разную эмоциональную окраску. Психолог варьирует подход, таким образом, стараясь выяснить истинные причины тревожности у детей.
Большой труд – грамотно обработать данные. Здесь крайне важна трактовка вопросов. Там, где ребенок отвечает «нет» (а в ключе указан положительный ответ), результат может быть воспринят как проявление внутреннего состояния тревоги (см. Аутизм у детей). Далее высчитывается общее количество: если число несовпадений больше 50%, специалист делает вывод о наличии повышенной тревожности, необходимости искать метод коррекции тревожности у подростков и детей младшего школьного возраста.
Любопытно! Тревожность у первоклассников, подростков всегда на особом контроле у психологов. В первом случае речь идет о том, насколько ребенок морально и интеллектуально созрел для работы в школе, к чему он проявляет склонности, что ему наиболее интересно. Подростковый возраст считается самым уязвимым. Именно в этот период школьник может потерять интерес к учебе, любые ориентиры в жизни, бросить посещать занятия.
Методы коррекции
Что же помогает снизить общий уровень тревожности? При желании техники коррекции тревожности нетрудно освоить, их часто применяют в своей работе опытные педагоги. Три кита, на которых базируется коррекция:
- Повышение самооценки ребенка.
- Прививание желания периодически снимать мышечное напряжение.
- Обучение управлению эмоциями в сложных ситуациях.
Для младших классов и дошкольников чрезвычайно эффективной показала себя куклотерапия: игра с любимым персонажем из мультиков или игрушкой. Персонаж (игрушка) становится активным участником ситуации, где ребенок сильно переживает, и по факту становятся его отражением. По мере нарастания накала, все эмоции отражаются на кукле. Ребенок наблюдает за действием со стороны, учится отделять себя от ситуации стресса.
Важно узнать о проявлениях нарушений когнитивных функций у детей и способах лечения расстройства.
Все о синдроме дефицита внимания у детей: причины и лечение.
Родителям на заметку! Первые признаки эпилепсии у ребенка: принципы лечения и возможные последствия.
Очень действенна терапия сказкой – даже именитые психологи мира Карл Юнг и Эрих Фромм рекомендовали педагогам чаще обращаться к сказкотерапии, придумывать сказки с сюжетами, где главным участником становится ребенок. На примере сказки, которую можно прорисовывать, лепить героев руками, с ними играть, словом, экспериментировать, удается помочь ребенку облечь страхи в осязаемую форму, а потом благополучно от них избавиться.
Для снятия мышечного напряжения, что особенно актуально для подростков, педагоги часто используют пантомимы, танцы, игры всем коллективом: в процессе дети эмоционально расслабляются, развлекаются, а заодно отдыхают телом.
Тревожность детей – одна из самых распространенных проблем в наше время, когда нагрузка, требования постоянно растут (см. ВСД у детей). Если вовремя ее выявить, поработать, скорректировать, это благополучно отразится на всех сферах жизни ребенка, и, конечно, поможет ему вырасти гармоничной личностью.